• Рубрика записи:Цитаты

Избегай пустых споров, но не свободного обмена мнениями. Если же тебе приходится вступать в спор, учись у своего противника; ведь даже у глупца — если внимать ему не слухом и рассуждающим умом, но светом души своей — можно почерпнуть много мудрости.


Когда ты заметишь в себе презрение к ближнему, взгляни в собственное сердце и рассмейся над своей глупостью.


Почему ты в ужасе отшатываешься от маски? За ее отвратительной, гротескной или жуткой видимостью скрывается Кришна, который смеется над твоим глупым гневом, еще более глупым презрением или отвращением и совсем уже глупым страхом.


Не отвращайся от уродливых гримас мира; мир — это раненая ядовитая змея на пути к предопределенной ей смене кожи и совершенству. Подожди, ведь это — божественное пари; из этой низости восстанет Господь во всем своем сиянии и торжестве.


Не дай себя обмануть показной добродетели, но и не отвращайся от явных или тайных пороков. Все это неизбежные издержки длительного переходного периода человечества.


«Не так уж много в людях настоящего лицемерия.» Да, но очень много дипломатии и еще больше — самообмана. Последний бывает трех видов: сознательный, подсознательный и полусознательный; причем последний наиболее опасен.


Опасайся праведников, негодующих слишком громко. Очень скоро ты увидишь, как они совершают или прощают те самые деяния, которые столь яростно осуждали.


Когда устраивают резню азиаты, это зверство; когда европейцы политическая необходимость. Оцените различие и задумайтесь над добродетелями этого мира.


Прощать своих обидчиков благородно, но не так благородно прощать зло, причиненное ближнему твоему. Тем не менее, прости и это, но если необходимо, спокойно отомсти.


Есть много видов смирения. Я видел, как трус подставлял под удар свою щеку; я видел, как слабый телом человек, которого ударил самодовольный громила, спокойно и внимательно смотрел на обидчика; я видел, как воплощенный Господь улыбался с любовью тем, кто забрасывал его камнями. Первое было смешно, второе — ужасно, третье — божественно и свято.


Люди устают от силы и радости — и называют печаль и слабость добродетелью, устают от знания — и невежество называют святостью, устают от любви — и бессердечие называют просветлением и мудростью.


Научись вмещать в себя всех богов, никогда не терять устойчивости при их вторжении и не ослабевать под этим бременем.


Не подавляй в себе дионисийской радости и восторга, остерегайся лишь превратиться в соломинку на этих могучих волнах.


Когда низшая твоя природа начинает заигрывать с депрессией и слабостью, скажи себе: «Я — Бахус, Арес и Аполлон; Я — чистый и непобедимый Агни; Я — Сурья, вечно пылающий огненной мощью».


Кто убьет тебя, о бессмертная душа? Кто причинит тебе боль, о Господь вечной радости?


Временами смерть держится как неотесаный слуга; но когда она меняет земное рубище на блистательное одеяние, ей можно простить и дерзкие выходки, и грубые шутки.


О Смерть — наш неявный друг, даритель новых возможностей! — перед тем, как отомкнуть врата, не бойся предупредить нас заранее; ибо мы не из тех, кого ужаснет железный их скрежет.


Чистота — свойство души твоей; что же касается действий, то как судить, чисты они или нет?


Если сердце твое в смятении, если долгие годы ты не движешься вперед, если сила твоя иссякает и ропщет, всегда помни вечное слово нашего Возлюбленного и Учителя: «Я освобожу тебя от всякого греха и зла; не печалься».


Твоя низшая природа продолжает страдать, соприкасаясь с грехом и горем? Но надо всем этим, зримо для тебя или нет, восседает душа твоя царственна, невозмутима, блистательна и свободна. Поверь, что в завершение своего труда Мать обратит самую плоть твоего существа в радость и чистоту.


О воин и герой Господа, в чем твоя печаль, бесчестие или боль? Ибо жизнь твоя — это слава, дела твои — служение, победа — твое обожествление, поражение — твой триумф.


В глубинах Океана нет никакого волнения, на поверхности же ликующий грохот могучих валов; Океану подобна освобожденная душа в разгаре яростного действия. Душа не действует — она лишь выдыхает из себя могучие токи всепроникающего действия.


Всякое слово и всякое действие исходят в завершенном виде из вечного Безмолвия.


Теософы ошибаются в частностях, но правы по существу. Французская революция произошла только потому, что некая душа среди индийских снегов грезила о Боге как о свободе, равенстве и братстве.


Герои и пророки приходят в материальный мир, чтобы провозгласить и осуществить то, что освобожденный прозревает на горных вершинах своей души.


Ты полагаешь, что аскет в пещере или на вершине горы — просто каменное изваяние, бездельник? Что знаешь ты об этом? Быть может, он наполняет мир могучими потоками своей воли и преображает его силой своего просветленного духа.


Сражайся, пока руки твои свободны, используя свои руки, свой голос, свой мозг и все другие виды оружия. Враги заковали тебя в цепи в темнице и кляпом заткнули тебе рот? Тогда сражайся с помощью твоей безмолвной все-осаждающей души и твоей дальнобойной воли, когда же ты мертв, продолжай сражаться с помощью силы, объемлющей весь мир, которая исходит от Бога внутри тебя.


Тот, кто хочет получить высокие духовные степени, должен пройти через бесконечные искусы и испытания. Однако, большинство думает лишь о том, как подкупить экзаменатора.


Ничто еще не потеряно, даже когда с человеческой точки зрения дело кажется проигранным или безнадежным; все потеряно лишь тогда, когда душа отказывается от усилий.


Порой кажется, что Бог твердо стоит на стороне прошлого; и тогда все прошлое и настоящее восседает незыблемо, как на троне, и облачается в несокрушимое «Я пребуду вовеки». В такие времена не оставляй стараний, хотя тебе может казаться, что ты борешься против Господина всего; ибо это самое суровое Его испытание.


Не стоит слишком поспешно отзываться на всякий голос, ибо существуют лживые духи, готовые обмануть тебя; пусть очистится сердце твое, и затем уже слушай.


Бывают времена, когда действие неблагоразумно или невозможно; предайся тогда тапасье в физическом уединении или в тайниках своей души, и жди божественного слова или знамения.


Это повеление может явиться тебе трояким образом: как воля и вера в твоем естестве, как твой идеал, принятый сердцем и умом, и как глас Его самого или Его ангелов.


Не заботься ни о времени, ни об успехе. Выполняй свое предназначение — поражение ли тебе суждено, слава ли.


Поскольку Бог — велик и непобедим, Он может позволить Себе быть слабым; Он неизменно чист, и поэтому может без ущерба для Себя вкушать сладость греха; обладая вечным знанием о всяком наслаждении, Он может находить наслаждение и в страдании; Он — сама мудрость, и потому Он оставляет за Собой право на глупость.


Бог часто терпит неудачу в делах Своих; это признак Его безграничной божественности.


Бог велик, — говорит магометанин. Поистине, Он столь велик, что может позволить Себе слабость всякий раз, когда и в ней бывает необходимость.


Я слушал, как глупец с важным видом нес сущий вздор, и недоумевал, что этим хотел сказать Бог; поразмыслив немного, я увидел искаженную маску истины и мудрости.


Смерти нет. Умереть может лишь Бессмертное; то, что смертно, не может ни родиться, ни погибнуть. Нет ничего конечного. Лишь Беспредельное может установить свои пределы; у конечного же не может быть ни начала, ни конца, ибо сам акт мысленного представления собственного начала и конца служит доказательством его бесконечности.


Одно из великих утешений религии состоит в том, что время от времени вы можете схватить Бога и задать ему хорошую трепку. Люди насмехаются над глупостью дикарей, которые бьют своих богов всякий раз, когда не получают ответа на молитвы; однако, сами насмешники и есть истинные глупцы и дикари.


Животное, пока не развратилось, еще не отведало плодов с древа познания добра и зла; божество отказалось от них ради древа вечной жизни; человек же пребывает посредине между высшими небесами и низшей природой.


Тигр действует согласно своей природе и не знает ничего иного потому он божествен и нет в нем зла. Усомнись он в себе хоть на миг, он станет преступником.


Когда ты одерживаешь победу в диспуте, о яростный спорщик, тебя можно только искренне пожалеть; ведь ты упустил возможность расширить свое познание.


Стань безбрежным во мне, о Варуна; прояви свою мощь во мне, о Индра; будь ослепительным и светоносным, о Солнце; о Луна, исполнись очарования и нежности. Будь яростным и внушающим ужас, о Рудра; будьте порывистыми и стремительными, о Маруты; будь сильным и отважным, о Арьяма; будь сладострастным и дарующим наслаждение, о Бхага; будь нежным, ласковым, любящим и страстным, о Митра. Будь ярким и снимающим покровы, о Рассвет; о Ночь, будь торжественной и исполненной тайного смысла. О Жизнь, будь изобильной, щедрой и радостной; о Смерть, направляй поступь мою от обители к обители. Приведи всех их в гармонию, о Брахманаспати. Не дай мне впасть в рабство к этим богам, о Кали.


Вы говорите, в каждом кубке напиток имеет свой привкус. Но ведь это только вкус; что может лишить нектар бессмертия его силы?


Раздоры между религиозными сектами похожи на спор кубков о том, который из них единственно достоин содержать нектар бессмертия. Пусть себе спорят, мы же должны вкусить сам нектар, неважно из какого кубка, и достичь бессмертия.


Удивительно: люди могут любить Бога, но не в силах полюбить человечество. Кого же, собственно, они любят?


Когда я слышу слова «праведный гнев», меня поражает способность человека к самообману.


Ненавидеть грешника — самый большой грех, ибо это значит ненавидеть Бога; однако же, впадающий в него упивается своей высочайшей добродетелью.


Ощущать и любить Бога красоты и добра в уродливом и злом и при этом стремиться в совершенной любви своей исцелить последние от уродства и зла — вот подлинная добродетель и нравственность.


Я знал, что ум мой бывал покорен, когда он восхищался красотой безобразного, ясно понимая при этом, почему другие испытывают к тому же самому отвращение или ненависть.


Когда я с удовольствием дочитывал до конца скучную книгу, понимая при этом все совершенство ее скуки, я знал, что ум мой бывал покорен.


Погруженный в сон Неведения, приходил я к месту, где собирались для медитации святые люди, но общество их казалось мне скучным, а само место — сущей тюрьмой; когда же я пробудился, Господь заключил меня в тюрьму и сделал ее местом медитации и уготованной встречи с Ним.